О профсоюзе

История Профсоюза
Татарстанская республиканская организация Профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания на отраслевом уровне - составная часть Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации. На территориальном - членская организация межсоюзного органа профсоюзов Татарстана – Федерации профсоюзов Республики Татарстан. В Москве 22-28 июля 1918 года состоялся первый Всероссийский съезд профессиональных союзов служащих, на котором делегаты от 90 союзов из 67 городов учредили Всероссийское объединение профсоюзов служащих, реорганизованное в мае 1919 года на II съезде во Всероссийский профессиональный союз работников советских, общественных и торговых учреждений и организаций, сокращенно - профсоюз совработников (позднее-совторгслужащих). Избранный Съездом Центральный комитет возглавил Угланов Николай Александрович. На местах были созданы губернские отделы, уездные отделения Профсоюза и низовые ячейки - месткомы. Профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания ведет отсчет своей биографии с 1931 года. Именно тогда был разукрупнен профсоюз советских и торговых служащих, на базе которого и выросла новая самостоятельная профсоюзная организация, которую возглавил Соломон Осипович Котляр. В начале тридцатых годов разукрупнены практически все крупные профсоюзы, поскольку их структура «подгонялась» под систему партийных и хозяйственных органов. Для профсоюзов это было не простое время: с одной стороны, они остались самой понятной и близкой к трудящимся составляющей советского триединства (партия-администрация-профсоюз), с другой, всерьез и надолго превращались в «младшего брата» КПСС. И если проблемы идеологии партийцы оставили в своем ведении, кропотливую организационно-хозяйственную деятельность оставили профсоюзам. Особое внимание уделялось в 30-е годы первичной ячейке – «профгруппе». И не случайно, ведь именно при активном участии самого большого отряда профсоюзных активистов можно было успешно решать поставленные перед профсоюзами задачи: аккумулировать и направлять энергию масс на достижение высоких темпов развития экономики. Наиболее эффективными инструментами для этого были социалистическое соревнование, движения ударников и стахановцев, рационализаторов и изобретателей, передовые инициативы, как постоянно-действующие совещания. Но и социальные задачи оставались в центре внимания: рост заработной платы, социальное страхование, охрана труда, организация культурного досуга. Все необходимые для этого положения включались в коллективные договоры. Новая модель трудовых отношений вдохновляла трудящихся, многие из которых ещё помнили времена, когда работник не имел права голоса. Однако с 1935 года от колдоговоров решено было отказаться, и это, значительно ущемило права и сократило возможности профсоюзных организаций. Колдоговор - документ, предполагающий взаимные обязательства, который достаточно полно отражает интересы трудового коллектива. Без этого документа профсоюзы утрачивают контроль за действиями руководства. Тем не менее, профсоюзные организации продолжали активно работать, добиваясь, с одной стороны, улучшения положения трудящихся, с другой - высокой производительности и качества труда. В послевоенный период в состав Профсоюза вошли профсоюзы работников суда и прокуратуры, финансово-банковских работников и работников внешней торговли. Председателем ЦК Профсоюза в это время был Григорий Николаевич Петелин. В дальнейшем Профсоюз возглавляли Аркадий Андреевич Сенников, Георгий Андреевич Макеев, Владимир Семенович Кузьмичев. Происходящие в Советском Союзе в конце 80-х годов изменения вызвали необходимость переосмысления роли и задач профсоюзов, их организационной структуры. В декабре 1989 года собрание членов и кандидатов в члены ЦК Профсоюза от РСФСР, председателей и секретарей областных, краевых и республиканских комитетов Профсоюза России приняло решение о создании Бюро ЦК Профсоюза по РСФСР, председателем которого был избран Владимир Петрович Савченко. В 1992 году на II съезде было изменено название профсоюза. Он переименован в Общественную общероссийскую организацию «Профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ». В то же время внесены изменения в Устав организации. В том же году переименована республиканская профсоюзная организация в Татарстанскую республиканскую профсоюзную организацию работников государственных учреждений и общественного обслуживания. Это время кардинальных изменений в деятельности российских профсоюзов. Пришлось многому учиться у своих зарубежных коллег, попутно усваивая уроки постперестроечной экономики, когда страна из социализма, с его системой льгот и поощрений широких масс трудящихся, шагнула в капитализм, причем в капитализм «дикий». С 1995 года на съездах Профсоюза принимается программный документ, определяющий на 5 лет конкретные цели по всем основным направлениям деятельности Профсоюза и его структурных подразделений. В Программе действий Профсоюза по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в 2010-2015 годах определено, «что главным критерием эффективной деятельности Профсоюза, его выборных органов и организаций является реальное обеспечение каждого члена Профсоюза: - рабочим местом в соответствии с его профессиональной подготовкой и квалификацией; - своевременно выплачиваемой, достойной его труда заработной платой; - здоровыми безопасными условиями и охраной труда; - надежной защитой его трудовых прав». В настоящее время в Профсоюзе почти миллион членов, состоящих на учете в 19 669 первичных организациях. В 17485 (89,5%) организациях различных форм собственности, в которых действуют первичные организации Профсоюза, заключены коллективные договоры. Их действие распространяется на 941 тысячу, или 89,1%, членов Профсоюза. В региональных (межрегиональной) организациях Профсоюза действуют 601 региональное и 1 462 территориальных соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. На федеральном уровне действует 14 отраслевых соглашений, заключенных ЦК Профсоюза с федеральными органами исполнительной власти и другими федеральными органами, а также Коллективный договор по Федеральному государственному унитарному предприятию «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации. Председатель Профсоюза - член Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с 1993 года. В Профсоюзе осуществляют свою деятельность 56 правовых инспекторов труда и 1 001 юрист, работающие в профсоюзных организациях разного уровня. В региональных (межрегиональной) организациях работу по охране труда осуществляют 32 штатных технических инспектора труда, 588 внештатных технических инспекторов труда, 16 265 уполномоченных по охране труда и 16 216 представителей Профсоюза в комиссиях по охране труда организаций. В целях повышения мотивации профсоюзного членства ЦК Профсоюза и ряд региональных (межрегиональный) комитетов проводят страхование всех членов Профсоюза или отдельных категорий профактива за счет средств профсоюзного бюджета.
История Профсоюза в Татарстане
Первым председателем обкома, избранным в июле 1931 года, был Н.К. Иванов, но уже в октябре его сменяет Хисамутдинов. В 1933 году на эту должность избирают Анохина. В 1933 году Анохина «перебрасывают» на работу в райпрофсовет, а на его должность, судя по записям тех лет, рекомендован Письманник. В 1935 году председателем избирают Кашафутдинова, в 1936 году Федорова и Галеева, в 1944 году –Рудакову, с 1944 по 1947 год организацию возглавляют К.А. Ключникова, Г. Мингалеев. В 1947 году на смену им приходит Е.И. Барботько, позднее работавшая секретарем Татрессовпрофа. В 1948 году председателем обкома избрали Г.К. Кильдина, в 1960 году – Р.В. Урманову, в 1976 году – Ильдара Вафиновича Сафина, в 2000 году Владимира Ивановича Тужилина. Этот перечень в ряде случаев не сохранил для нас даже инициалов руководителей профсоюза, и все же он многое рассказывает об истории страны и профсоюзного движения. Мы можем догадываться, почему так часто менялись председатели обкома в 30-ые годы, когда усиленно боролись с «врагами народа», почему в военный период, когда мужчины рвались на фронт, в руководстве стало больше женских фамилий. История профсоюзов едина с историей страны, да иначе это и быть не могло, ведь профсоюзное движение тем и отличается, что отражает чаяния всех трудящихся, вне зависимости от сферы интересов и партийной принадлежности. Девяностые годы минувшего века для нашей страны были нелегкими: реформирование экономики привело к затяжному кризису. Профсоюзы столкнулись с целым рядом явлений, о которых прежде знали лишь по зарубежному опыту: разгосударствление предприятий, крах целых отраслей, безработица, нищенская оплата труда. Поиски выхода из тупиковых экономических и политических ситуаций пришлось вести буквально на ходу. И на ходу же вырабатывать новые действенные в этих условиях тактику и стратегию. В это время профсоюзы потеряли немало членов. Но ключ к решению проблем все же был найден. Им стало социальное партнерство. Особое внимание выборных профсоюзных органов уделяется дальнейшему развитию и углублению социального партнерства с органами государственной власти и местного самоуправления, работодателями и их объединениями через систему отраслевых, региональных и территориальных соглашений и коллективных договоров. Основные вопросы по защите социально-трудовых прав и интересов работающих реском решает через коллективные договоры и соглашения. В 2004 году был принят Закон «О социальном партнерстве в РТ». В том же году Татарстанским республиканским комитетом профсоюза заключено 8 региональных отраслевых соглашений с Министерством социальной защиты РТ, МВД РТ, Государственным комитетом по статистике, Прокуратурой РТ, и другими ведомствами и организациями. На сегодняшний день отраслевыми соглашениями охвачено 47 % членов профсоюза. Что же дают профсоюзам такие соглашения? Почему мы за них держимся? Эти документы помогают системно выстраивать социально-трудовые отношения в трудовых коллективах. В них оговариваются мероприятия по созданию безопасных условий труда, занятости работников, оздоровлению их семей и объемы их финансирования, оговариваются условия деятельности профсоюзных организаций и др. Одновременно укреплялась и правовая база профсоюзной деятельности. Были приняты Конституция РТ, законы РТ «О профессиональных союзах», «О занятости населения», «О коллективных договорах и соглашениях» и другие. Все это создало условия для работы, и люди вновь потянулись в профсоюзные организации.
Документы истории