Другая роль. Профсоюзная жизнь Жан-Поля Бельмондо — Татарстанский реском республиканской организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ.

Другая роль. Профсоюзная жизнь Жан-Поля Бельмондо

Его проводили под звуки мелодии Эннио Морриконе, проникающей буквально под кожу. Профессионала, Аса из асов, Великолепного Жан-Поля БЕЛЬМОНДО не стало 6 сентября. Во Франции его звали Бебель — по названию еще одного фильма, «Баловень судьбы». Сам актер вовсе не считал себя таковым, ведь всего в жизни добился собственным трудом. Больше 100 ролей в кино и театре и абсолютно разноплановое амплуа: от комических персонажей до героев боевиков и серьезных драматических образов. Но была в жизни Бельмондо еще и другая роль — роль профсоюзного лидера. «Солидарность» рассказала, что связывало великого актера с профсоюзами.
«Прощай, товарищ», — такими словами простились во Всеобщей конфедерации труда (CGT) Франции не просто с выдающимся актером современности, но еще и с верным соратником: Жан-Поль Бельмондо возглавлял профсоюз актеров Франции (SFA) с 1963 по 1966 год, а после оставался его рядовым членом. Можно сказать, что путь в кино ему тоже открыли профсоюзы.
В 50-х годах Всеобщая конфедерация труда Франции столкнулась с резким сокращением числа своих членов, и для пропаганды профсоюзного движения и советов предприятий профцентр решил снять художественный фильм. Режиссер Анри Эйснер искал молодого актера на главную роль, которую и предложил Жан-Полю Бельмондо, тогда студенту Национальной консерватории драматического искусства. — Его первый актерский заработок в кинематографе был выплачен из профсоюзной кассы CGT. Бельмондо сыграл в фильме «Воскресные приятели», снятом в 1956 году по заказу нашего профцентра, — рассказал «Солидарности» руководитель международного отдела CGT, член руководства Института социальной истории CGT Пьер Кутаз. — Бельмондо воплотил роль рабочего-металлурга, отец которого погиб на войне. Герой живет с матерью, работает по 55 часов в неделю и любит играть на гитаре. Товарищ привлекает его к созданию рабочего аэроклуба, и герой Бельмондо на фоне профсоюзной активности вливается в ряды честной и трудолюбивой рабочей молодежи. Картина снималась в профсоюзном Центре профессиональной переподготовки металлургов, получивших производственные травмы. Центр носит имя Сюзанны Массон — профсоюзной активистки, члена движения «Сопротивления», приговоренной фашистами к смертной казни в 1943 году, уточнил Кутаз. Сам Жан-Поль Бельмондо в автобиографии, опубликованной в 2016 году, написал, что «Воскресные приятели» «демонстрируют братство рабочего класса».
— Фильм так и не вышел в прокат из-за активного противодействия работодателей. Но его посмотрел Марсель Карне. Он заметил Бельмондо и пригласил его на роль в фильме «Обманщики», которая и стала визитной карточкой молодого актера, — уточнил руководитель международного отдела CGT. Бельмондо быстро стал любимым актером молодых режиссеров «Новой волны», а фильм «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара в 1960 году принес актеру настоящий триумф.
Входящий в CGT профсоюз актеров Франции, стремясь к популяризации профдвижения среди молодежи, 5 ноября 1963 года избирает генеральным секретарем 30-летнего Бельмондо, находящегося на волне популярности. Мишель Эчеверри и другой известный французский актер, Мишель Пикколи, становятся его заместителями. Перед членами профсоюза маячил пример такого профлидера, как безвременно скончавшийся на пике славы в возрасте 37 лет Жерар Филип. Культовый актер 50-х, он, несмотря на востребованность в кино, был не номинальным, а реальным профсоюзным вожаком. Возглавив профсоюз в 1957 году, он посвятил последние два года своей жизни профсоюзной работе. — Бельмондо стал членом CGT в пятидесятые годы и был избран председателем профсоюза актеров с 1963 по 1966 год. Он не был политическим активистом, но всегда подчеркивал свою приверженность левым взглядам. Его приход в профсоюз был мотивирован глубокой убежденностью в необходимости коллективной организации трудящихся и их единства, — рассказывает Пьер Кутаз. Вот как в 1964 году описывал Бельмондо свое видение профсоюзной деятельности в интервью журналу La Vie Ouvrière («Рабочая жизнь»): «CGT — это профсоюз, который защищает всех трудящихся. Я знаю, что, смотря на меня, вы думаете о звездах экрана, о крупных заработках… Но сколько нас таких? Человек десять? И на этом уровне с нами носятся, потому что воспринимают нас не как актеров, а как бренды зубной пасты. Но актерское ремесло — это другое. Это те 20 тысяч актеров театра, кино и телевидения, которым выпадает работать, когда кто-то решает, что нужны их услуги. Доходов от профессии, которую они любят и выбрали, не хватает для проживания. И вот этим актерам, уверяю вас, необходимо членство в профсоюзе в их борьбе за выживание. У меня куча друзей, которые работают три месяца в году, а иногда и меньше. А кушать-то надо все 12 месяцев». Актуальными вопросами, стоящими в те годы перед профсоюзом, были: упадок театра, не выдерживающего конкуренции с кино и телевидением, и эксплуатация актеров на телевидении, где их права не были защищены трудовым законодательством. Профсоюз вел переговоры, чтобы гарантировать оплату актерам в случае ретрансляции их работ на ТВ. В 1965 году Бельмондо вновь избрали на пост главы профсоюза, но ему становилось все сложнее исполнять эти функции. Зачастую он работал дистанционно, получая информацию о внутренней и внешней жизни SFA, ему направлялись письма и документы на подпись. Личное присутствие в профсоюзе Жан-Поля Бельмондо случалось лишь при крайней необходимости. В итоге в сентябре 1966 года он объявил об отставке, объяснив свое решение так: «Профсоюз в период таких серьезных потрясений нуждался в более активном президенте».

— Бельмондо принял решение оставить пост председателя профсоюза в связи с бурным развитием своей карьеры. Но он не потерял интереса к профсоюзной деятельности. В наших архивах хранится его письмо, в котором он объясняет свою отставку большой занятостью и нежеланием быть просто формальным руководителем. Он еще раз подчеркивает свою приверженность профсоюзному активизму и говорит, что останется на всю жизнь рядовым членом CGT, всегда готовым помочь актерскому цеху, — говорит представитель Института социальной истории CGT Пьер Кутаз. После отставки Бельмондо сохранил тесный контакт с руководством профсоюза актеров, в частности, с Мишелем Пикколи, другим знаменитым актером «Новой волны», сообщил Кутаз и добавил: — В случае необходимости профсоюз к нему обращался, и он поддерживал борьбу в защиту статуса актеров. Этот статус был принят в конце 60-х годов, но подвергался постоянным нападкам со стороны работодателей и ультралиберальных министров. В своей автобиографии Жан-Поль Бельмондо писал: «Я всегда чувствовал беспокойство, потому что это был вопрос защиты наших прав в то время, когда режиссеры присваивали себе всю славу, а производители — всю прибыль. (…) Мое отношение к профессии актера было слишком значительно, чтобы допустить, что нас обесценивают, грабят и плохо обращаются. (…) Поэтому не могло быть и речи о борьбе с этим на расстоянии, издалека».

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/drugaya-rol.html?fbclid=IwAR0Ej63fn5-a-GzqZXYYAdQMKRFa7RgfK1XM4bMXwz2eDReo-QVTzkOFf0w

Jean-Paul Belmondo, octobre 1996